sciffuld (sciffuld) wrote,
sciffuld
sciffuld

Право Чингисхана и идея порядка в праве Чингисхана. Идея порядка в праве Чингисхана.

Идея порядка
Идея порядка, в праве, имеет две формы: объективную и субъективную. В объективной форме идея порядка в праве, выражается как общий порядок жизни общества. В субъективной форме, как структура права.
Рассмотрим субъективную идею порядка. Согласно Малахова В.П.1, идея порядка в правосознании выражается в гармоничности права, его структурированности, организованности права для реализации его социальной необходимости.
С точки зрения объективности идеи порядка в праве, порядок проявляется выражением общественного или социального осознания порядка в жизни общества. Порядок в обществе может быть исконным и естественным или навязанным и искусственным. Второй вариант является выражением, в настоящее время, воли государства на настройку взаимоотношений граждан между собой, и во взаимоотношениях с публичными лицами. Следствием такой настройки является развитие правосознания граждан и принятие каких-либо институтов, как естественных и неотъемлемых. Примером можно привести введение в 1994 году2 института права собственности в России, существовавшего ранее, но почти забытого. До введения права частной собственности в правосознании граждан отсутствовало устоявшееся понимание права частной собственности как неотъемлемой части жизни человека. Спустя 20 лет, право частной собственности не только прямо вошло в жизнь и правосознание людей, но и становится движущим фактором для дальнейшего развития правовой системы России.
Другим вариантом является понимание идеи порядка права, как естественного социального устройства общества и выражением этого устройства в виде норм права, призванных поддерживать дальнейшее существование устоявшихся правил жизни общества. Устройство права, на основе социального устройства общества, является естественным и более «правильным», с точки зрения понимания «правильности» как «красивое и симметричное право».
Выражение существующего социального устройства общества, через издание нормотворческих актов, выражается в первичном издании кодифицированных актов, которые изменяются впоследствии, под влиянием изменения правил жизни общества. Исходя из идеи порядка, первичные кодифицированные акты, являются следствием и выражением существа жизни общества в данный период времени и на данной территории. Одним из примеров первичных кодифицированных актов являются Ясы Чингисхана.

Идея порядка в праве Чингисхана
Суть правового и общественного порядка внутри государства, можно теоретически определить из первого правила высшего закона данного государства. Это не правило применимое для всех государств, это всего лишь следствие анализа первичных документов некоторых государств и совпадение политики в них и первой фразы первичного документа. Не будем рассматривать в качестве начала документа Преамбулу, т.к. изложенная в Преамбуле мысль является лишь девизом создания документа и не отражает первичность жизни государства. Проведем краткий сравнительный анализ первых статей основных документов современных государств нашего времени:
Россия. Первичный документ – Конституция Российской Федерации. Текст первой статьи: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Вывод, первичным в понимании смысла существования государства и общества проживающего в нем, в России является – Российская Федерация. Т.е. государство ради государства.
США. Первичный документ – Конституция Соединенных Штатов Америки. Текст первой статьи: Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей. Вывод, главным в понимании смысла существования государства и общества в нем является Конгресс США и законодательные полномочия отданные ему. Т.е. главным в государстве является Конгресс как представительный орган общества.
Франция. Первичный документ – Конституция Франции. Текст первой статьи: Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания. Ее устройство является децентрализованным. Вывод: провозглашение государства как Республики, свободной, неделимой и всеобщей. Т.е. провозглашение государства для народа и для реализации его прав, а не наоборот.
Мусульманский мир. Первичный документ – Коран. Текст первой суры «Аль-Фатиха» (Открывающая Коран): Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Т.е. основой сути идеи мировоззрения общества принявшего ислам, является принятие правильности (прямого) пути указанного Аллахом. Первичным в понимании является Аллах и путь данный им.
Монгольское право. Первичный документ - Яса Чингис-Хана. Текст первого правила: От добротности, строгости - прочность государства. Т.е. первичным являются моральные нормы граждан государства влияющие на его прочность (благосостояние).
Чингис-Хан поставил во главу существование государства прочность государства. Если рассматривать Ясы, с точки зрения идеи порядка в праве, то это яркий пример первичного естественного кодифицированного акта, в котором нашли отражение все правила жизни общества существующего в данный период в данном месте.
Ясы стали отражением правил, обычаев и порядка существующего степного народа. Именно поэтому Ясы стали тем документом, который не навязывал какие-то не привычные правила, а закреплял существующие. Это придавало Ясам прочность и подтверждение, что они являются правильными. Изначально степное правосознание сформировало Ясы, в свою очередь Ясы стали подтверждением правильности правосознания степного народа.
Чингисхан сделал прочность государства, его стабильность и взаимопомощь граждан первостепенными условиями для существования государства. Религиозные или социальные различия населения были уравнены, главными правилами жизни стали взаимопомощь граждан, поддержка боеспособности армии, равенство вероисповедания, поддержка лекарей и религиозных деятелей.
Закрепление на законодательном уровне равности вероисповедания и свободы в выборе веры позволяло привлекать в ряды армии всех завоеванных, т.к. армия государства, в основе которого находится религия, не может принять на равных условиях солдата с иной религией. Это основной камень преткновения в религиозных войнах и в том числе, в существовавших в то время, крестовых походах. В случае пленения христианской армией отряда мусульманской армии, плененные солдаты могли войти в состав христианской армии, только при условии смены религии, на что плененные солдаты, в основной свой массе, не могли пойти. Также и наоборот. Различия в вероисповедании не позволяло армии одной религии свободно чувствовать себя на территории, где население исповедовало другую религию. Чингисхан, объявив свободу вероисповедания, тем самым убрал этот слабый фактор и под его знаменами сражались люди разных, но равных религий.
Равенство вероисповедания и равенство религий, стало тем фактором, который делает Чингисхана «мировым человеком». Если до него каждая мировая религия была уникальна и принималась государствами в качестве основной идеологии, то Чингисхан уравняв религии в качестве основной идеологии установил стабильность и прочность государства.
Однако, отсутствие единой религии явилось и слабым местом идеологии государства Чингисхана. Единое религиозное поле, единое вероисповедание позволяло различным государствам сохранять свою независимость и суверенитет, но в то же время объединяться по этому признаку с другими независимыми и суверенными государствами. Единая религия, по сути приводила к созданию конфедераций, которые не были закреплены документально, но были таковыми по своей сути взаимоотношений. В то же время провозглашение идеологии «стабильность и прочность государства» не позволяло объединять независимые государства без сохранения ими суверенитета. Только принятия власти Чингисхана и вливание в его государство могло позволить государствам принять его идеологию. В том случае, если бы Чингисхан провел действия по объединению различных государств, с различным вероисповеданием, в один единый союз, тогда развитие человечества пошло бы по другом пути, т.к. вопросы равенства стран были бы поставлены на 800 лет раньше. Тем не менее Ясы стали конституцией и высшим законом для многих народов на 200-400 лет. Ясы формировали правосознание населения рожденного после установления Яс как высшего закона, подтверждая правила взаимопомощи и взаимоуважения
Например монголы не понимали убийства врага вне боя. Убийство врага путем его обмана во время ведения боевых действий являлось нормой и правильным поведением, однако убийство врага не в бою, считалось неправильным, не соответствующим правосознанию. По этой причине, как отмечали некоторые историки, Чингисхану надо поставить памятник за отношение к послам. Монголы не могли убить посла другого государства т.к. это являлось «неправильным» не по закону, по этой причине когда другие государства убивали их послов это приводила к наказанию и сжиганию целых деревень, т.к. по правосознанию монголов коллектив поспособствующий нарушению закона является виновным пи подлежит наказанию. Это объясняет причины сжигания русских деревень и целых городов монгольскими войсками, т.к. на Руси не считалось «неправильным» убийство посла, представителя или сборщика налогов, вражеского государства.
С другой стороны, можно привести пример помощи монгольского войска Руси. Сын Хана Батыя был духовным братом Александра Невского – данный факт подтверждают историки. По этой причине можно сделать вывод, что духовный брат отправлял свои войска на помощь Александру Невскому в период ведения войн с литовскими и германскими рыцарями. Данные факты не находят своего отражения в официальной истории, однако такие выводы сделали некоторые историки. Т.е. монгольское войско помогло Руси отстоять свою независимость и стать частью какого-либо западного государства. А последующее ослабление и дробление Великого степного государства являлось естественным и неизбежным, т.к. любое государство должно развиваться, а кроме военного пути развития и идеологии единого государства Великое степное государство не было готово на тот момент предложить идею объединения государств под знаменем равенства государств и их независимости.
Отсутствие религии, точнее признание их равноправия, как и равноправие проживающих в государстве людей, признание общего подчинения праву и взаимопомощь явилось той идеей «мирового человека» которая была поддержана степными народами, позволила создать единое государство путем объединения различных народов. Но из-за отсутствия религии, общей идеи, отсутствия возможности объединения с другими государствами, стало следствием не принятия идей Чингисхана и полное их забытие.
=====================================
1. стр. 103. Философия права: Учебное пособие. Малахов В.П. Изд. Юнита-Дана, 2007 г., 336 стр.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments